ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время очень
актуален вопрос «А нужны ли аварийные комиссары?». Отметим, что цель аварийного
комиссариата - обеспечить выполнение закона об ОСАГО, способствовать развитию
страхового бизнеса в целом, защищать интересы как страховщиков, так и
страхователей.
При этом интересы
страховщика следующие: 1) защита от мошенничества и необоснованных выплат; 2) защита
от двойного страхования; 3) обеспечение возможности регрессных требований; 4)
правильность и оперативность оформления документов, сокращение срока их сбора;
5) сокращение затрат на процесс урегулирования убытков.
Деятельность аварийных
комиссаров в этом направлении способствует качественному сервису, повышению
уровня доверия клиентов к институту страхования. Как следствие, происходит рост
количественных и качественных показателей по всем видам страхования.
Интересы страхователей: 1)
организация экстренной круглосуточной психологической, технической и правовой
помощи в случае ДТП; 2) информирование оперативных служб, выезд на место ДТП
аварийного комиссара, сбор оперативной информации об обстоятельствах ДТП; 3)
консультация юриста по вопросам страхования и получения страховых выплат;
защита и представление интересов клиента в различных организациях, органах
государственной власти и юридических органах и т.д.
Деятельность аварийного
комиссариата в этом направлении способствует обеспечению гарантированной
законом страховой защиты, минимизации материальных потерь при наступлении
страхового случая, значительному сокращению временных затрат. Учитывая такой
широкий спектр услуг и их значимость, считаю, что назрела необходимость в
создании подлинно независимого института аварийных комиссаров, которые
представляли бы интересы как страховщиков, так и страхователей (потерпевших).
Понятие «аварийный комиссар».
Аварийно-комиссарские сюрвейерские компании
При наступлении
страхового случая или события, о котором можно предварительно судить как о
страховом случае, необходимо собрать всю информацию, чтобы наиболее полно и
быстро произвести выплату страхового возмещения. С этой целью страховая
практика выработала в течение столетий особый механизм, который называется
аварийным комиссарством.
Этот термин заимствован
из французского языка, на котором словосочетание «аварийный комиссар» звучит
как commissaire d'avarie, хотя в мировой страховой практике чаще применяется
английский термин surveyor (сюрвейер) - лицо, обозревающее или инспектирующее
что-либо.
Деятельность аварийного
комиссара заключается в установлении причин, характера и размера убытка по
застрахованному имуществу (такие действия аварийного комиссара зачастую
именуются расследованием страхового случая, или страховым расследованием),
документальном оформлении страхового случая и подготовке материала для рассмотрения
заявления страхователя о страховой выплате (такое заявление страхователя
традиционно именуют претензией страхователя).
В аварийно-комиссарской
работе особое значение имеет территориальный фактор. Как правило, значительная
часть имущества, застрахованного в какой-либо страховой компании,
территориально отдалена от нее. Поэтому для этой страховой компании зачастую
весьма проблематично своими силами провести работу по оценке ущерба из-за
многообразия страховых случаев и небольшого количества ее сотрудников, а иногда
экономически нецелесообразно направлять работника страховой компании в
длительную поездку для оформления незначительного ущерба.
Кроме того, не каждая
страховая компания может позволить себе иметь в штате сотрудников, которые
являлись бы специалистами в различных областях деятельности.
Например, совершенно не
обязательно иметь в штате инженеров-электронщиков, товароведов-пищевиков,
геодезистов, инженеров-строителей, так как к их услугам в страховых целях
приходится прибегать очень редко. Не лучше ли обратиться в специализированную
фирму или компанию, которая имеет таких специалистов в своем штате или может
привлечь их из других организаций?
В связи с этим необходимо
было создать специальные организации, которые, обладая штатом специалистов, могли
бы на определенной территории осуществлять осмотр поврежденного имущества
страхователей, проводить оценку ущерба и расследование обстоятельств
наступления страхового случая.
Мировая страховая
практика пошла именно по такому пути. Созданные ранее на базе страховых
компаний аварийно-комиссарские отделы преобразовывались в отдельные независимые
сюрвейерские компании. Создавались и новые компании, так как потребность в них
неуклонно росла. Точное число таких компаний в мире трудно назвать.
Вне всякого сомнения,
каждая страховая компания должна иметь сеть аварийных комиссаров. Чем шире эта
сеть, тем лучше, поскольку это удобно не только клиентам страховой компании, но
и ей самой.
Кроме того, быстрое
обслуживание и высокое качество аварийно-комиссарских услуг положительно
сказываются на репутации страховой компании и одновременно позволяют избежать
потерь от выплаты необоснованно высокого страхового возмещения.
Для лучшего обслуживания
своих клиентов страховые компании помещают список своих аварийных комиссаров на
оборотной стороне страхового полиса, с тем чтобы страхователь обращался именно
к ним. Если на данной территории нет аварийного комиссара страховой компании,
страхователь должен обратиться за инструкциями непосредственно в страховую
компанию.
Обязанности аварийного комиссара
Среди обязанностей
аварийного комиссара выделяют следующие:
1) провести осмотр
поврежденного имущества;
2) расследовать
обстоятельства наступления страхового случая;
3) принять меры к
спасанию имущества и уменьшению убытков;
4) сделать заключение,
относится ли данное событие к страховому случаю, т.е. подлежит ли оно страховой
защите;
5) провести, если это
возможно, оценку ущерба;
6) собрать все
относящиеся к событию документы;
7) обеспечить страховой
компании возможность предъявления в порядке суброгации иска к лицам,
ответственным за наступление страхового случая.
|